Создание развивающей социальной среды. Работа с переживаниями


В течение многих лет мы разрабатываем новые направления психологической науки "Развивающая социальная среда" и "Переживания" (Ю.А. Лунев и С.В. Тихомирова). 


Развивающая социальная среда - это такое социально-психологическое пространство, в котором люди работают всё более продуктивно и при этом радуются жизни.

Впервые это понятие было введено в российскую социальную психологию в 1994 г. (Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Психологическая подготовка молодежных лидеров. Курск, 1994, С.7) и определялось как социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферы сотрудничества и созидания. В дальнейшем мы развивали подход к созданию такой среды (см. ниже список научных монографий и статей).


Переживания - базовая категория психологии. Современное определение дано С.В. Тихомировой в 2020 г.: переживание – это психический процесс проживания человеком субъективно значимых явлений окружающей среды и собственного внутреннего мира в единстве когнитивных, эмоциональных и конативных процессов, создающий уникальную субъективную картину мира человека и формирующий жизненный опыт, включающий более устойчивые психологические структуры личности: социальные установки, отношения, ценностные ориентации, представления, чувства, мировоззрение, духовно-нравственные ориентиры человека. 


Эти две темы на уровне практической работы с персоналом соединяются через несколько смежных тем: например, важнейшим условием развивающей социальной среды является психология праздника "Праздник в жизни человека" (см. ниже монографию С. В. Тихомировой), технологии социального обучения (см. ниже монографию Ю.А. Лунева).


Примерный набор работ по проекту:

  • Разработать корпоративную модель управления персоналом, основанную на распределении ответственность за исполнения процессов управления персоналом между всеми руководителями предприятия.
  • Внедрить систему стратегического и операционного управления, основанную на корпоративной культуре прогресса и обеспечивающую баланс продуктивности с личными и коллективными переживаниями сотрудников
  • Внедрить Корпоративный Мониторинг социально-психологических состояний (комплексные исследования индивидуальных и коллективных переживаний, лидерства, коллективов и команд, глубинная психологическая диагностика и др.)
  • Разработать систему материальной и нематериальной мотивации, поддерживающую высокий организационный порядок, операционную эффективность и стремление сотрудников к личному и корпоративную прогрессу
  • Фокусировать HR-практики на работу с ценными сотрудниками, в том числе используя практику управления талантами
  • Внедрить практики и инструменты быстрой адаптации сотрудников и введения в должность, а также их высокую вовлеченность в деятельность и развитие предприятия
  • Формировать команды и - как отдельная задача - трудовые коллективы и поддерживать полный цикл их жизнедеятельности - от постановки задач до роспуска
  • Внедрить методики поддержки баланса организованности с индивидуальными и коллективными переживаниями.
  • Внедрить организационно-психологические условия поддержки устойчивой работоспособности лидеров
  • Поддерживать институты и навыки множественного лидерства (вместо “начальника”)
  • Гармонично использовать методы помощи руководителям: психологическое консультирование, коучинг, менторинг, фасилитацию, медиацию. Главное - избежать вредного уклона в сторону "волшебной палочки, дающей быстрые эффекты". Быстроты не получится, а конфликтов и нервных срывов - не избежать.


Список наших научных публикаций по темам "Развивающая социальная среда" и "Переживания":

1.      Монографии

Тихомирова С.В. Индивидуальное переживание как психологический феномен: структура, типы, функции, методы исследования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 No6, https://mir-nauki.com/PDF/114PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Кондратьев В.В., Лунев Ю.А. HR - инжиниринг. Как построить современную модель организации деятельности персонала. М.: ЭКСМО, 2007,  512 с.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005, 190 с.

Конструктор регулярного менеджмента: Пакет мультимедийных учебных пособий. Поддерживается центрами компетенции (авторский коллектив под рук. В.В. Кондратьевым).  М.: ЭКСМО,, 2007, 150 с.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005, 190 с.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005, 190 с.

Лунев Ю.А., Чернышев А.С. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии (монография).  Курск, 1999, 137с.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи. Курск, 1998, 90с.


 2.      Научные статьи

Тихомирова С.В. Индивидуальное переживание как психологический феномен: структура, типы, функции, методы исследования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 No6, https://mir-nauki.com/PDF/114PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Лунев Ю.А. Процессно-ориентированная технология HR-поддержки внедрения решений системного инжиниринга// International Conference «Engineering & Telecommunication En&T 2014». November 26-28, 2014. Book of Abstracts. – Moscow– Dolgoprudny : MIPT, 2014.С. 244-248.

Лунев Ю.А. Формирование организационной культуры на основе системного моделирования деятельности персонала (HR-инжиниринга)//Альманах «Персонал компании», Москва, 2009, С. 142-163

Лунев Ю.А. HR-поддержка организационных инноваций//Журнал «Управление человеческим потенциалом»№2, 2005, С. 55- 65

Лунев Ю.А. Формирование развивающей социальной среды в бизнес-организациях. Ученые записки Курского государственного университета, Серия гуманитарные науки, 2004, №1. – С. 100-111

Лунев Ю.А, Формирование развивающей социальной среды в бизнес-организациях// Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002, с.275-287

Лунев Ю.А. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002, с.275-287

Лунев Ю.А. Проект развития менеджмента предприятия с использованием программных средств моделирования бизнес-среды// IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies., 9-12 September 2002  Kazan, Tatarstan, Russia, p. 564-567

Кужель О.С., Кужель С.С, Лунев Ю.А. Сценарии тренингов: «Поиск оптимальной траектории выхода на заданный уровень прибыли» и «Поиск резервов роста». IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies., 9-12 September 2002  Kazan, Tatarstan, Russia, p. 571-574.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах)// Мир психологии, №2, 2002, с.92-106

Лунев Ю.А., Мелихов Ю.Ф.  Как научить работать с людьми (из опыта профессиональной подготовки менеджеров). Образование и общество, №1/12, 2002, с. 49-58

Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Влияние гуманизации социальной среды на развитие личности (в условиях депривации) //Личность: развитие и реализация в обществе. Сб науч. Тр..-Курск, 1996. - С. 80-87.

Лунев Ю.А. Методики социально-психологического исследования межгруппового взаимодействия в учебных организациях// Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. - М., Институт психологии РАН, 1995. - С.138-153.

Лунев Ю.А. Кошкина Т.А, Центру подготовки молодежных лидеров - 30 лет. Психол. журнал. -Т.12, 1991, № 6  .

Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Комплексная методика  комплектования молодежных групп// Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., Институт психологии АН СССР. 1990